Из под пресса НДСа

tass_10606605

В Общероссийском народном фронте состоялся медиафорум независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость». В рамках мероприятия участники на тематических площадках обсуждали актуальные проблемы российских средств массовой информации. Как сказаз на форуме заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин, министерство поддерживает введение нулевого НДС для российских средств массовой информации.

Как в кино

«У нас есть пример наших коллег в кино. Если фильм получает установление национального, там нулевой НДС. Мы в принципе закрыли иностранное владение СМИ, давайте для отечественных средств массовой информации тоже просить нулевой НДС», — передает словам замминистра агентство ТАСС. Алексей Волин подчеркнул, что соответствующих предложений министерство ожидает от участников форума.

«Они составят предложения, решат, отправят в министерство, мы уже будем реагировать. Позиция министерства заключается в том, что мы поддерживаем все инициативы, направленные на повышение конкурентоспособности российских средств массовой информации», — добавил Волин. В целом руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ, член Центрального штаба Народного фронта Наталья Костенко отметила возросший уровень обсуждения накопившихся в области СМИ проблем.

Как в Европе

Обнуление ставки НДС работает в европейских странах, например, в Польше во Франции, приводит пример юрист, руководитель направления финансовых рынков центра «Общественная дума» Дмитрий Липатов. И эта мера была бы эффективной и в России, помогла бы отечественным СМИ сократить свои издержки примерно на 10-18%, полагает он. Это смогло бы поддержать их в действующий тяжелый экономический период и частично снизить убыток от потери рекламных доходов.

Например, в 2015 году рынок рекламы в отечественных печатных СМИ сократился на 29%, и он стабильно снижается еще с 2013 года. Кроме того, стабильно повышаются стоимость бумаги и затраты на производство. О своем тяжелом положении главные редактора отечественных СМИ говорили президенту еще в феврале 2015 года, прося вернуть право рекламировать алкоголь и табак. Но идея не была реализована, так как не нашла поддержки со стороны ФАС и Минздрава.

Также маловероятно, считает Дмитрий Липатов, что инициатива обнуления ставки НДС будет реализована. Она приведет к существенному сокращению доходов бюджета, что в нынешний кризисный период совсем неблагоприятно скажется на экономике страны. Сейчас власти активно предпринимают меры для поиска новых источников пополнения бюджета и вряд ли будет поддержана идея, которая приведет к выпаданию немалой части доходов бюджета. Предположительно по предварительным оценкам выпадающие доходы бюджета страны из-за обнуления НДС для СМИ могут превысить 15 млрд рублей.

Как у нас

СМИ это, конечно, более широкое понятие чем просто печатные издания. Вполне возможно, что отрасли действительно не помешает поддержка в непростые экономические времена, но «протащить» через МинФин инициативу в условиях дефицитного бюджета будет, пожалуй, непросто, — скептичен и партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. На сегодня предусмотрена пониженная ставка НДС, равная  10%, для периодических печатных изданий, напоминает он. Также не облагается налогом предоставление бесплатного эфирного времени, так как это не считается реализацией.

Пока предложение выглядит слишком размытым для оценки реальных последствий отмены НДС для СМИ, отмечает руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт Капитал» Василий Ицков. Скорее всего, считает он, речь идет об отмене налога для печатных средств массовой информации, что в теории может привести к снижению стоимости печатной же продукции для конечного потребителя. В теории эта мера действительно может поддержать рынок печати, поскольку в результате девальвации рубля себестоимость газет и журналов за прошедшие 2 года поднялась на 40-50% в связи с использованием услуг зарубежных типографий, либо импортируемых расходных материалов (в случае, если тиражирование происходит в России).

При этом именно печатные СМИ быстрее всего теряют рекламные бюджеты: по итогам 2015 года доходы от рекламы у них сократились почти на 30%. Учитывая вполне естественный спад спроса на журналы и газеты на физических носителях, то есть печать, отмена НДС для изданий может внести немного позитива на рынок, но существенно картины не изменит.

Не совсем понятно, как может действовать режим нулевого НДС в отношении электронных СМИ без подписки, получающих прибыль за счет размещения рекламы, продолжает эксперт. Собственно о рынке рекламы речи не было, и не понятно, коснутся ли нулевые ставки рекламных услуг, но, по мнению Ицкова, это вряд ли произойдет, поскольку в противном случае это будет означать практически полное освобождение колоссального по своим объемам рынка интернет-рекламы от уплаты НДС, поскольку сейчас российское законодательство предоставляет широкие возможности регистрации различных ресурсов, вплоть до блогов, в качестве средств массовой информации.

Источник: expert.ru